На сегодняшний день большинство регионов в рамках строительства ИТС закупают оконечное оборудование с целью достижения уровней зрелости и программное обеспечение в части приобретения неисключительных прав на коробочные решения. Связано это прежде всего с тем, что работа ведется силами специалистов транспортной отрасли без привлечения экспертизы со стороны Минцифры, с отсутствием детального обследования имеющейся инфраструктуры, большим количеством участников и прочим рядом задач. К чему приводит такой подход?
Проблемы коробочных ИТС
Во-первых, все «коробки» представляют собой пакет общих функций и возможностей с поверхностной направленностью на отрасль. А так как дорожная отрасль, как показывает практика, включает в себя сложные многоуровневые процессы управления транспортно-логистическим комплексом, то требуется более адаптированная под отрасль разработка. Во-вторых, в разных агломерациях ИТС строятся по-своему. Где-то затрагивают только муниципальный уровень, где-то охватывают и региональный. Кроме этого, везде разная степень насыщенности инфраструктуры, транспортная загруженность и прочее. В-третьих, так как набор функциональности в «коробке» стандартизирован, она весьма тяжело интегрируются с внешними системами. В-четвертых, права на такое ПО принадлежат вендору.
Таким образом, регион попадает в зависимость от продукта. Приходится либо «подгонять» свои процессы под внедренный шаблон, либо кастомизировать, интегрировать и настраивать решение под себя. К тому же, цена на доработки в таком случае будет высока, а бюджет на их реализацию не предполагается.
Сейчас уже очевидно, что внедрение «коробочных» решений ИТС идет в разрез со всей законодательной базой в ИТ-сфере, 715 Приказом Минцифры и различными нормативно-правовыми актами.