AT Consulting Восток. Новый виток развития интеллектуальных транспортных систем

AT Consulting Восток поделилась экспертизой на форуме «ИТС регионам», который прошел в Перми с 28 по 29 марта. В рамках партнерской интеграции директор практики «Цифровые сервисы» Александра Бочарова выступила с докладом «ИТС в концепции Умных городов» в деловой сессии «Цифровая трансформация дорожно-транспортной инфраструктуры: технологии и зрелые решения в области ИТС».
В 2023 году у федеральных и региональных властей появилось осознание, что концепции Умного и Безопасного города из отдельных групп проектов с разными целями стали частью единого целого, направленного на решение общей задачи. AT Consulting Восток на протяжении своей истории никогда не отделяла два сегмента друг от друга, поэтому изначально создавала единые технологические платформы для управления сервисами, относящимися как Умному / Безопасному городу, так и к интеллектуальной транспортной системе (ИТС) и интеллектуальному видеонаблюдению (ИВН).

Актуальность развития «умного транспорта» в России обусловлена, в первую очередь, тем, что из-за постоянно растущего дорожного траффика в крупных городах качество управления территориями постепенно снижается, что может привести к не самым приятным последствиям. Поэтому концепция создания так называемой единой и удобной среды взаимодействия помогла бы решить большинство вытекающих из этого проблем и, соответственно, повысить уровень качества жизни населения, обеспечить устойчивое развитие региона.

Существует несколько основных трудностей, связанных с внедрением данной концепции. Первая — это потенциальная угроза тотального контроля над населением. И в этом направлении необходимо работать с гражданами, четко формулировать и доносить цели внедрения с демонстрацией эффекта в сфере роста безопасности и комфорта. Граждане — не объект наблюдения, а главный заказчик. Главная задача комплексов фотовидеофиксации, камер ИВН, датчиков и детекторов на улично-дорожной сети — улучшать жизнь городских жителей.

Вторая трудность связана с тем, что внедрение данной концепции требует колоссальных финансовых издержек со стороны города / региона, и как правило, они превышают запланированный бюджет. Но если присмотреться к региональным и национальным проектам разных сфер экономики, будь то строительство, транспорт, связь, то все работают в рамках цифровизации, а следовательно, при правильном планировании и распределении ролей и бюджетов возможно создать единое пространство, позволяющее обеспечить устойчивое развитие для всех жителей города и потребителей городских муниципальных услуг — граждан, общественных и бизнес-организаций, а также государственных органов.

Третья проблема – при внедрении новых ИТ-решений Заказчики зачастую не работают в них, либо просто автоматизируют уже устоявшиеся процессы, принятые ранее. Cакцентируем внимание на этом моменте, поскольку многие субъекты РФ достигли определенного уровня зрелости, отчитались и остановились на этом. А между тем, необходимо переходить к так называемым «новым подходам», упрощать и минимизировать процессы для более эффективной работы в изменяющихся условиях постоянного технологического развития (единые проездные, электронный документооборот в грузовых перевозках, оптимизация маршрутов и расписаний и многое другое):
- работать в системе, накапливать данные;
- преобразовывать, упрощать устоявшиеся порядки;
- менять сложившиеся структуру работы внутри региона, выстраивать межведомственные цепочки взаимодействия среди отраслей.

А поскольку вся ИТС представляет собой взаимосвязанный набор информационных и автоматизированных систем, которые обмениваются информацией, то имеющиеся в составе системы данные становятся критически важными для работы в целом. Это понимание подводит к новой парадигме, которая звучит как «регион, управляемый данными».

Каждый заметил, что уже на первом этапе внедрения ИТС начала агрегироваться информация о дорожном движении — средней скорости транспортного средства, метеообстановке на улично-дорожной сети, параметрах транспортных потоков с каждого рубежа контроля, необходимая для принятия решений при прогнозировании развития транспортной обстановки и планировании реагирования ИТС на изменяющиеся условия. При этом для сбора транспортной информации используются любые источники, которые доступны в составе ИТС — детекторы транспорта разного уровня, видеокамеры, бортовые системы подвижных единиц пассажирского транспорта, пешеходные светофоры и т. д.

Данная сводная информация может использоваться не только в рамках ИТС, но и вообще в любых системах любого сегмента Умного / Безопасного города. Посредством Интеграционной платформы данные из ИТС должны передаваться точно и в срок во все системы-потребители для использования при планировании управляющих воздействий на различные аспекты жизни города. Наиболее важным для этого представляется использование так называемой матрицы корреспонденций.

В частности, видятся следующие возможности:

• Управление уличным освещением в зависимости от интенсивности дорожного движения на соответствующих улицах;
• Эффективное использование транспортных средств служб ЖКХ при утилизации мусора;
• Изучение негативного влияния на экологию города и принятие мер по его уменьшению;
• Планирование строительства новых жилых и коммерческих кварталов, а также адаптивные изменения градостроительной политики.

— Таким образом, ИТС осуществляет диспетчеризацию информационных потоков из всех нижележащих подсистем, агрегирует их и раздаёт всем заинтересованным потребителям. Такие данные должны быть доступны всем участникам, имеющим отношение к жизни в городе — жителям, коммерческим компаниям, общественным организациям и государственным органам любого уровня. В этом случае будут возникать новые способы применения транспортной информации, а общая жизнедеятельность региона будет повышать свою эффективность — завершила свое выступление Александра Бочарова.

Также в рамках выставочного мероприятия на форуме «ИТС Регионам» специалисты AT Consulting Восток представили гостям выставки и официальной краевой делегации во главе с заместителем председателя правительства Андреем Алякринским цифровую платформу управления транспортной отраслью собственной разработки. Основная задача платформы – рост уровня безопасности на дорогах и качества транспортных услуг, оказываемых жителям городов и агломераций. Достигается это за счет контроля и управления транспортной системой на региональном уровне в режиме реального времени. Форум посетило более 300 экспертов транспортной отрасли со всей страны, команда AT Consulting Восток благодарит за организацию Правительство Пермского края, Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство.