AT Consulting Восток выступила экспертом на форуме «Ситцентры – 2024»

С 8 по 9 февраля эксперты AT Consulting Восток приняли участие в XIII конференции «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов – 2024» в г. Москва. Более 300 делегатов смогли ознакомиться с ИТ-решениями компании и новыми идеями и подходами в совершенствовании ситуационных центров. Именно об этом в своем докладе «Переосмысление Ситуационных центров, или О чем молчат регионы?» рассказал руководитель направления «Цифровая трансформация» Виктор Кучеров в рамках деловой программы мероприятия.
Десять лет назад с момента публикации Указа Президента РФ, который дал старт формированию системы распределенных ситуационных центров (СЦ), первоочередное внимание при создании СЦ уделялось программно-техническому комплексу и информационной безопасности комнат защищенной видеосвязи (ЗВС). В отношении же информационно-аналитического компонента СЦ (ИАС) представление было в большей мере футуристическое. Некая универсальная суперсистема, которая может затягивать информацию из разнородных источников, реализовывать модели прогнозирования, обладать искусственным интеллектом, выполнять функции экспертных систем и много других суперспособностей. Казалось, что достаточно внедрить продукт и создать соответствующие подразделения с аналитиками, которые поддержат функционирование системы. Несмотря на то что многие регионы в период 2017-2022 гг. отчитались об успешном внедрении Ситуационных центров, мало кто из них понимал, каким образом оценить достигнутый результат, и насколько он успешен, ведь на практике итоги внедрения оказались гораздо скромнее.

Реальный опыт внедрения выявил, что в регионах нет ни больших, ни обычных данных. Говорить о Big data даже сейчас практически нет возможности. Исключением можно с небольшой натяжкой считать данные, покупаемые у сотовых операторов и субъектов банковской системы, ведь даже данные системы 112 нельзя назвать большими.

Если же говорить про поставщиков данных, то они также оказались не готовы к передаче информации в СЦ. И речь идет не только о формах и способах их передачи, но и о качестве.

Другой проблемой стал тот факт, что большая часть данных СЦ оказались данными ручного ввода из-за нехватки на местах некоторых отраслевых ведомственных информационных систем. А это привело к отсутствию условий для внедрения качественного искусственного интеллекта и экспертных подсистем. Оказалось невозможным использовать некие суперуниверсальные модели прогнозирования, ведь любая прогнозная модель рождается по результатам научно-исследовательских работ (НИР), проходит несколько этапов разработки, верифицируется и в ходе апробации еще и поддерживается. Но это все совершенно бесполезно при отсутствии данных в регионе.

Также из-за непонимания боевых задач и специфики их решения в разных предметных областях в субъектах РФ была допущена подмена понятий. По сути, для многих регионов ядром информационно-аналитической системы СЦ стала обычная система бизнес-аналитики BI, в основе которой лежало open-source решение.

И наконец, обнаружился дефицит квалифицированных аналитиков, которые могут говорить на языке данных в конкретной предметной области и развивать такую сложную и многофункциональную систему. Кроме того, в отдельных случаях система оплаты труда органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений не обладала возможностями для привлечения соответствующих специалистов с рынка.

Почему так произошло? Ответ на поверхности. Любая система переживает собственные этапы зрелости. И очевидная незрелость тематики СЦ привела к дисбалансу в сторону оборудования и ЗВС, формального подхода к номинальному наличию ИАС СЦ, НПА, людей и пр. Не было накоплено достаточного количества боевых кейсов, при которых СЦ использовался бы в повседневной работе губернаторов, не было понимания границ СЦ и реального состава его пользователей. На первых этапах внедрения границами СЦ и вовсе считалось помещение, а также комната аналитиков с установленной ИАС. Позже ситуация улучшилась за счет активного использования аналитического компонента в региональных органах исполнительной власти (РОИВ) в связи с поступлением большего количества накопленных данных, однако это не решило главной проблемы. Ведь ни для кого не секрет, что для того чтобы cистема жила, ей необходимо пользоваться на ежедневной основе.

Как же совершенствовать Ситуационные/Координационные центры, чтобы системами активно пользовались в регионах?

✓ Ситуационный центр должен быть внедрен в действующие процессы сбора, обработки и управления информации органов государственной власти. Например, если пользователь системы собирает районные данные в виде файлов Excel, а потом вводит их вручную, и это происходит не в контуре СЭД или СМЭВ, то в таком случае СЦ находится вне бизнес-процесса сбора информации. А между тем, он должен стать продолжением процессов информационного взаимодействия при формировании информационного ресурса независимо от уровня поручений. Весь сбор данных должен быть прослеживаем и исключать использование старых инструментов, таких как ручной файлообмен. И это касается не только автоматизации, но и безопасности данных, форматно-логического контроля и прозрачности процессов.

✓ СЦ должен иметь событийно-управляемые сервисы, которые автоматически запускают сбор информации в зависимости от вида события и ролевой модели участников события. Здесь необходима тесная связь с ЦУР, РЦУ, АПК «Безопасный город» и центрами оперативного реагирования.

✓ Необходима привязка к реальным боевым задачам и болям, которые есть в регионе, исключительно в рамках проблемно-ориентированный подход. А значит должна быть и техническая готовность СЦ к работе в таких условиях. В системе должен быть гибкий инструмент, который отразит процессы и визуализирует данные и процессы таким образом, что это позволит лицам, принимающим решения, управлять ситуацией. Кроме этого, необходим продвинутый геоаналитический компонент. И не базового уровня представления пространственных данных, а более развитый, для решения сложных оперативных задач. Например, необходимо в течение нескольких секунд вывести для губернатора статистику по всем случаям детской смертности от ДТП в радиусе 200 метров от детских садов и школ. Такие задачи можно решать, если реализован уровень пространственной аналитики, включающий оверлей и буферизацию, и уровень пространственной статистики, который автоматически генерирует информацию на базе операций с пространственными данными и сценарный уровень, показывающий как меняется ситуация за сегодня, завтра и послезавтра.

✓ Если раньше рабочей концепцией была Хранилище данных, позже Data Lake, то сейчас наиболее актуальным стал подход Data mesh. Этот подход хорош тем, что для поставщика и потребителя данных совершенно не важно, большие они или нет. Важно их качество. Так данные становятся продуктом. Их не прячут, не утаивают, не манипулируют ими. Это в первую очередь культура информационного взаимодействия, когда поставщики – каждый по своей отрасли – осознают всю важность формирования качественных срезов данных со всем необходимым метаописанием. И понимают, что их продукт – это их лицо.

✓ Границы СЦ – это не помещение, не аппаратная, и даже не пользователи. А данные и степень его внедрения в действующие бизнес-процессы РОИВ.

Таким образом, можем ли мы честно говорить о том, что СЦ внедрены в регионах? С формальной точки зрения, если считать, что есть НПА, система, которая получает данные, и пользователи – ответ очевидно положителен. Однако региональным властям и исполнителям контрактов важно честно ответить себе на вопрос – а действительно ли они внедрили Ситуационный центр? Порой, очень важно посмотреть на собственный опыт со стороны, переосмыслив отдельные аспекты ранее проведенной работы.

Также на конференции в секционном заседании «Ситуационные центры в региональных органах власти» выступил генеральный директор AT Consulting Восток Владимир Высоцкий, рассказавший о том, как не попасть в ловушку стереотипов ситуационных центров. После этого он посетил закрытое совещание по вопросам взаимодействия Управления информационных систем ФСО России с ИТ-сообществом в контексте создания и модернизации СЦ в органах государственной власти.

На стенде компании была представлена внедренная в восьми субъектах РФ ИАС СЦ «Vector» собственной разработки, которая обеспечивает возможность накопления, хранения и анализа информации о социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионе и поддержку принятия взвешенных управленческих решений на всех уровнях власти от Главы субъекта РФ до руководителей проектных команд.