Ситуационный центр губернатора… или субъекта РФ?

Компания AT Consulting Восток (входит в Лигу Цифровой Экономики) внедрила в нескольких субъектах РФ Информационно-аналитическую систему Ситуационного центра (ИАС СЦ). Из капитанского мостика Главы субъекта РФ решение трансформировалось в масштабную региональную master-систему сбора и анализа данных, контроля ключевых показателей цифровой трансформации и принятия решений на всех уровнях региональной власти, систему для ежедневной совместной работы CDTO региона и их команд. За счет чего происходит такая кастомизация? Почему на региональном уровне все-таки происходит укрупнение проектов на базе уже раскрученных направлений, таких как «СитЦентр»?
Главное преимущество обновленного Ситуационного центра – решение широкого спектра прикладных задач на всех уровнях региональных органов исполнительной власти (РОИВ). Если раньше система позволяла главе региона отслеживать ключевые социально-экономические показатели, строить прогнозы по ним и принимать быстрые и эффективные управленческие решения, то сегодня в связи с новыми задачами в сфере цифровой трансформации, она стала инструментом ежедневной работы большего количества участников по всей управленческой вертикали, а именно:

● Руководители и ответственные проектных команд
● Главы муниципальных образований
● Отраслевые CDTO
● Руководители POИB
● 3aмecтитeли Губернатора (Главы региона)
● Губернатор (Глава региона)

«Несколько лет назад мы реализовали свой первый «СитЦентр» в Республике Калмыкия, – рассказывает генеральный директор AT Consulting Восток Владимир Высоцкий. – По сути, это был классический Ситуационный центр, по типовому ТЗ, с типовыми интеграциями, который позволял объединять показатели с разных источников, представлять визуализацию данных в виде виджетов и дашбордов, контролировать эффективность работы, формировать витрины данных, проводить предиктивный анализ – то есть набор базовых функций для работы с данными на территории субъекта. Он позволял первому лицу и курирующим ту или иную отрасль заместителям готовиться к рабочим совещаниям и отчетным мероприятиям. Аналитики «СитЦентра», готовясь к очередному заседанию с первым лицом региона, настраивали в системе выдачу информации, согласно показателям эффективности РОИВ, и глава региона укрупненно получал все необходимые данные».

Существенный скачок в развитии решения ИАС Ситуационного центра и его кастомизация стали возможны при внедрении в г. Севастополе. Благодаря вовлеченной в процессы цифровой трансформации региона команде Заказчика, решившей реализовать самые смелые идеи, появилась возможность увеличить многократно число пользователей системы, нарастить актуальную функциональность, причем с неограниченным количеством личных кабинетов. Были созданы инструменты работы не только для губернатора и аналитиков «СитЦентра», но и для министерств, ведомств, руководителей проектных команд и других. Таким образом, СЦ стал master-системой, многоуровневой, многоцелевой, интегрированной в другие ГИС региона и по сути, стал операционным и стратегическим Ситуационным центром всего субъекта (!), что непосредственно связывает ее с концепцией РСУД (Региональной Системы Управления Данными).

На наш взгляд, это абсолютно понятный и эволюционный способ решения задач в регионе, когда в рамках одного бюджета нужно получить несколько разных результатов. Мы отчетливо увидели этот перекос в регионах, когда при внедренной системе «СитЦентра» отдельно от нее существует целый ряд отраслевых пользователей, которые не связаны «цифрой» с Главой региона, да и между собой. Стоит признать, что перед некоторыми регионами до сих пор стоит вопрос, а нужен ли «СитЦентр» вообще. В некоторых субъектах нет до сих пор. В большей степени это связано со сложившимся стереотипом о том, что СЦ – это просто красивая дорогая «отображалка» не очень понятных статистических цифр. Пора избавляться от этого мифа.

Отдельно хочется отметить, что «СитЦентр» нового образца используется в том числе для решения задач по автоматизации процессов, связанных с цифровой трансформацией региона, их контролю и повышению эффективности. В системе организована работа с картами эффективности, мероприятиями в рамках цифровой трансформации, их проектным управлением. Также можно отслеживать работу на соответствие НПА, выявлять точки роста и фиксировать риски. Соответственно у регионов с широким взглядом на цифровизацию могут появиться инструменты контроля за всеми мероприятиями, каждое из которых привязано к определенному KPI. Всегда видна реальная картина, и понятно, кто за что отвечает. Организован полный бизнес-процесс согласования по всем участникам от создания мероприятия и привязки к KPI до участия РОИВ, который задействован как исполнитель. Помимо этого, формируется необходимая документация: распоряжения, заключения и согласования – по всему жизненному циклу работ. Таким образом, все, кто задействован в направлении цифровой трансформации региона, работают в Ситуационном центре.

Еще одной важной составляющей обновленного «СитЦентра» стала открытая часть системы – интернет-портал, который предоставляет данные для населения по основным показателям социально-экономического развития региона, согласно Указу Президента РФ от 4 февраля 2021 г. №68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц […] Российской федерации», а также карту благоустройства регионального уровня.

«Создание «СитЦентров» – одно из ключевых направлений в работе нашей компании, – отмечает Владимир Высоцкий. – Мы несомненно гордимся тем, что нам удалось принять участие в проектах для Республики Калмыкии и города Севастополя, в которых еще раз были продемонстрированы возможности платформы Smart City Cloud, и где вместе с командой заказчика мы эффективно применили свои компетенции, поэтому другие регионы с нашим накопленным опытом могут очень быстро и качественно развернуть у себя Ситуационные центры новой цифровой реальности».